|
|
Маршруты на Северной стене Эвереста |
|||||||||||||||||
Российская экспедиция-2004
В верхней части стены пройдены два кулаура: слева - Нортона, справа - Хорнбайна. Еще в 1963 году американцы траверснули с западного гребня на северную стену и прошли до вершины по кулуару Хорнбайна. Много попыток стена отбила. Впервые как бы о прохождении Северной стены было объявлено в 1980 году, когда японцы снизу, из кулуара, позже названного японским, почти по прямой прошли в кулуар Хорнбайна и до вершины! По тем временам ничего подобного не видели на этой стене Эвереста! Позже в 1986 и 1991 годах две экспедиции с вариантами в нижней части повторили этот маршрут. Через кулуар Нортона (или иначе Большой кулуар) было 4 успешных экспедиции: Р.Месснер (соло, вариант с классики) в 1980-м, американцы в 1984-м, австралийцы в 1984-м и итальянцы в 1991-м! Причем у Месснера упоминается, что австралийцы первыми в 1984 годы прошли практически по прямой "по северной стене правее большого кулауара". Однако известно, что другая американская экспедиция 1982 года в конце кулуара Нортона сделала попытку уйти вправо на скалы желтого пояса, но достигла лишь высоты в 8280 метров. И непонятным остается маршрут итальянско-швейцарской экспедиции (рук. R. Nottaris) осенью 1983 года. Вроде бы они пытались пройти как раз по центру, куда собирается и наша экпедиция. Швейцарцам пришлось отступить из-за того, что руководитель сломал ногу. По одним данным тогда дошли до высоты 7400 метров, по другим - до 8000. Нитка маршрута, намеченная нашей экспедицией смотрится очень авантюрно, но зачем нашим ребятам менее значимые задачи. Успеха!
Перепад высот от базового лагеря до вершины - 3600 метров по высоте! На высоте 7400 восходителей ждет скальный пояс, в котором нет кулуаров и впадин. Но главное начинается выше 8000 метров: здесь так же крутой бастион, космический холод, ветер и недостаток кислорода. Один из вариатов предполагает для обеспечения безопасности спуска создать вспомогательную группу из 5 человек, которая должна расставить лагеря на высотах 7300, 7900 и 8300 на классическом маршруте по северному ребру.
|
|