На главную Пишите письма... Фейсбук Вконтакте Поиск по сайту Подписка RSS

Фанские горы. Взгляд организатора сборов.

Лето 2004

Фото Ардашевой Екатерины
(sorb@bk.ru)

Работы по организации поездки в Фанские горы (Памиралай, Зеравшанский хребет) были начаты с изучения различных путей заезда к месту дислокации. Основная проблема современных альпинистов - извечная нехватка денег, а также тот факт, что организаторы уже имели опыт заброски через Самарканд, определили маршрут: Екатеринбург - Ташкент (ж.д. транспорт) - Самарканд - МАТЦ "Вертикаль" (Фанские горы).

Первая проблема - нет прямого поезда из Екатеринбурга в Ташкент, однако эта проблема решается одной пересадкой в Уфе, Оренбурге или Челябинске. Проблема номер два - билеты на обратную дорогу из Ташкента начинают продавать не ранее, чем за 20 дней до отправления. Проблема заброски из Ташкента в Самарканд и в МАТЦ "Вертикаль" решается несколькими путями: через фирму "Вертикаль", которая является некоммерческой организацией, через турфирму "Азия-рафт" или как придется - на попутках, что может оказаться дешевле, если повезет или дороже, если не повезет.

Как все было на самом деле:
Билеты от Екатеринбурга до Ташкента через Уфу мы купили без особых проблем, сделав групповую заявку в кассы. Получили положенную скидку в 30%, так что билеты в один конец обошлись нам меньше 1000 руб. на нос. Заявку на билеты на обратную дорогу нам завернули.

Заброску из Ташкента до МАТЦ "Вертикаль" через Самарканд мы заранее заказали в "Вертикали". Итак, полные надежд вернуться домой, набрав целый ворох различных бумаг (приказов, распоряжений и писем), заверенных синими печатями, мы двинулись в путь в составе 29 человек. По дороге нам предстояло пересечь 3 границы: Российско-Казахскую, Казахстано-Узбекскую и Узбеко-Таджикскую. На каждой границе есть провожающая и встречающая стороны и каждая из них желает как-нибудь наказать Вас на деньги. Хочу отметить, что, в особенности азиатские границы, сделаны исключительно для того, чтобы обобрать въезжающих и выезжающих. Первую границу мы пересекли относительно благополучно - большое количество народу несметное количество вещей ставят в тупик различного рода таможенников, пограничников и т.п. - им просто лень все это перетряхать.

На второй границе Казахские пограничники отловили одного члена нашей группы, который вопреки всем нашим увещеваниям поехал с просроченным паспортом. После недолгих споров и уговоров они все-таки ссадили его с поезда, кстати судьба его мне так и не известна. Вывод первый - если едешь за границу, документы должны быть в порядке! Узбекские пограничники в свою очередь тем кто был с общегражданскими паспортами изгадили последние, поставив в них отметки о въезде. Уговаривать их бесполезно - закон - есть закон. Вывод второй - ехать с общегражданским паспортом можно, но его придется после поездки менять, так что лучше брать загранпаспорт. При въезде в Узбекистан необходимо заполнить декларацию. По узбекским законам в страну можно ввозить и вывозить без разрешительных документов валюту до $10 000, однако их нужно декларировать и нельзя вывезти больше валюты, чем ввез. Во избежание неприятностей я задекларировал $2000, которые мы собрали на заброску-выброску и обратный путь, однако декларацию мне так и не отдали, мотивировав тем, что слишком много денег у меня, так что вывозить деньги из Узбекистана пришлось контрабандой. Вывод третий - если Вы везете много денег и не собираетесь их вывозить из страны, лучше чтобы таможня и прочие об этом не знали - дешевле будет.

По дороге в поезде мы поменяли достаточно крупную сумму денег, как потом оказалось по выгодному курсу (1 руб. - 34 сум.), в Узбекистане больше 31 сум за рубль не давали. Очевидно, традиционно в поезде курс самый выгодный. Однако мы так увлеклись обменом, что никто не заметил появление транспортной милиции с вытекающими последствиями - 100 баксов и вы свободны (в Казахстане предусмотрена уголовная ответственность за незаконные валютные операции). Вывод четвертый - деньги лучше менять в поезде, но очень осторожно! Таким образом, мы добрались до Ташкента, где нас встретили остатки нашей группы, прилетевшие на самолете и приехавшие на другом поезде из Минска. Надо отметить, что те, кто прилетел на самолете, были в гораздо более хорошем настроении, чем мы, хотя доказывали нам, какая хорошая парфюмерия в Минске.

"Вертикаль" выполнила обещание - нас встретил ее представитель "дядя Толя" на автобусе. Далее нам предстояло решить проблему обратных билетов. После погрузки вещей и участников в автобус мы с "дядей Толей" начали мытарства по местным конторам. В конце концов мы приехали в Управление пассажирскими перевозками и, написав письмо на имя директора получили разрешение на бронирование билетов. Каково же было наше удивление, когда мы узнали цены на билеты: билет до Оренбурга в плацкартном вагоне обошелся нам в $70 против 700 руб. от Уфы до Ташкента. Позже мы узнали, что можно выехать из Таджикистана и через Бишкек (там цены сравнимы с нашими). Кстати, авиабилеты тоже лучше купить в России на обратную дорогу, потому что разница в цене в 2 раза. Билеты мы забронировали, но выкупать их нужно было в середине августа, поэтому пришлось оставить деньги "дяде Толе" под честное слово и двигаться дальше. Дальше все пошло по плану: Заезд в Самарканд, ночевка на перевалке "Артуч", закупка продуктов и всего необходимого, ночевка на перевалке "Артуч", заброска в горы. На закупку мы отвели целый день, хотя при малой группе это можно сделать просто по пути.

Пересечение Узбеко-Таджикской границы - готовьте Ваши денежки! Примечательно то, что эта граница закрыта. Узбеки не пропускают никакой транспорт через границу, поэтому выгрузившись из автобуса, мы погрузили свои пожитки в тачки подоспевших рикш (4000 сум за тачку) и пошли через таможню. Расценки следующие: переход узбекской таможни без досмотра рюкзаков - 10 баксов со всех. Переход таджикской таможни без досмотра - 80 руб. с человека. Очевидно таджикские таможенники на полном хозрасчете. После пересечения границы нас встретили представители "Вертикали", посадили в автобусы и мы отправились в путь. По дороге есть возможность купить кое-какие продукты (кагор - неплохой продукт), однако в таджикских магазинах товар в больших количествах не хранится, поэтому если вдруг захочется прикупить мелкооптовую партию чего-нибудь, то с этим могут возникнуть трудности.

Заброска на автобусе занимает около 10 часов. При этом таджикский транспорт, работая на таджикском топливе, постоянно ломается. Нам с первой попытки так и не удалось заехать до лагеря, наш автобус умер где-то на горной дороге. Утром нас забрал другой автобус и довез до места назначения. Горы. Обычно такие места местные власти объявляют национальным парком и берут деньги за въезд, проживание и т.п. В Таджикистане тоже есть расценки, но они установлены для коммерческого туризма. В Фанских горах ежегодно проводится чемпионат СНГ по альпинизму, и МАТЦ "Вертикаль" принимает российских альпинистов в рамках этого чемпионата. Участники чемпионата по местным законам о спорте освобождаются от повинностей, поэтому мы сэкономили кругленькую сумму.

Жили на поляне на территории альплагеря. Жизнь на территории лагеря дает ряд преимуществ: возможность пользоваться удобствами (приятно удивило наличие унитазов в туалете), можно договориться на счет горячего душа, есть общедоступная столовая, и местное население не особо шарит по палаткам, хотя вещи все равно стоит прибирать. Сборы прошли без потерь, если не считать мелочей, спортсмены продвинулись в спортивном совершенствовании, а отдыхающие поджарили животы и спины и все вместе повезли массу впечатлений на родину.

Обратный путь проходил по той же схеме. "Вертикаль" организовала наш спуск до Самарканда. На границе поборы по установленным тарифам, узбеки просветили все рюкзаки - у них весьма неплохой аппарат - лучше не возить ничего противозаконного. Самарканд. Памятники в Самарканде интересные, но если говорить, что Вы из России, то стоимость их посещения возрастает в 10 раз, лучше представляться Ташкентянами. Если есть желание попробовать по-настоящему хорошую узбекскую кухню, а не то, чем кормят туристов, причем за еще более небольшие деньги, могу посоветовать посетить Сельский район Самарканда (31 маршрутка). Выглядит район невзрачно, но кафе там стоящие.

Отъевшись и отпившись, ночью мы выдвинулись в Ташкент на Икарусе, кстати "дядя Толя" нам выкупил билеты. В Ташкенте на ж.д. вокзале нам пришлось пообщаться с местным АВИРом или что-то подобное. На удивление никто с нас даже денег не попросил, просто занесли мою фамилию в журнал, посмотрели паспорта, потрепались и отправили с богом. В поезд сели без проблем. На узбекской границе мы, воодушевленные предвкушением возвращения на родину, в пятьсот двадцать пятый раз заполнили декларацию, и тут случилось страшное… Таможенник, собиравший декларации начал обыскивать всех и пересчитывать валюту - ошибся на пару баксов - пройдемте. Так случайно завалявшаяся двадцатка обошлась в 100 баксов, а нехватка 500 руб. в 1000 руб. Вывод пятый - не расслабляйся на таможне, а то … деньги отнимут.

Как обычно свои таможенники и транспортная милиция кажутся после всех этих таджиков, узбеков и казахов своими, родными - перетряхнули всего 2 рюкзака и успокоились. Общее впечатление от этой поездки - не надо ездить в Азию на поезде! С учетом всех затрат в дороге на вымогательство и еду проезд на поезде обходится лишь незначительно дешевле, чем на самолете, а нервные клетки, говорят, не восстанавливаются. Оптимальный вариант заброски в Фаны - самолет до Душанбе, а дальше на машине в горы.

Хочу выразить признательность фирме "Вертикаль" и ее сотрудникам, которые помогали нам в заброске и выброске.

Благодарим за поддержку сеть салонов сотовой связи "Симфония" (Екатеринбург) и магазин "Альпиндустрия" (Екатеринбург)!

Тараканов Руслан
07.09.04


Яндекс.Метрика