На главную Пишите письма... Фейсбук Вконтакте Поиск по сайту Подписка RSS
Новости
Альпинизм
Скалолазание
Ледолазание
Магазины
Интервью
Статьи
Обзоры
Персоналии
Без страховки
Фотоотчеты
На привале
История, РЕТРО...
Ссылки
 

Отчет о путешествии на Край Света


Треккинг по Патагонии, осень 2015 г.

Лопатина Татьяна, Петрозаводск.


По прошествии времени все всегда видится иначе. Что-то стирается из памяти, остается лишь самое яркое и значимое. Но эмоции от пережитого тоже со временем блекнут, так что с написанием отчетов затягивать все же не стоит. С момента окончания нашего путешествия прошло два месяца.

Начало.

Я никогда не была в Южной Америке. И не собиралась как-то. И если бы мне год назад кто-то сказал, что я там уже довольно скоро окажусь, я бы очень удивилась. Но жизнь полна неожиданностей. И вот, поздним вечером 28 октября 2015 года я вышла с рюкзаком из аэроэкспресса в аэропорту Внуково, чтобы там присоединиться к нашей группе. Все дороги начинаются в МосквеJ.

 Ребята были уже там, коротали время. Руслан, Евгений, Галина, Александр, и Андрей. Мы познакомились и продолжили коротать  во внуковской кафешке под названием «Му-му». (Хорошо, что не «хрю-хрю». Хотя, все коротают время по-разному…). Рейс наш был рано утром, ждать пришлось немало, но состояния «му-му» (а тем более «хрю-хрю») мы все же не достигли, бодрячком погрузились в самолет турецких авиалиний  и полетели в Стамбул.

Перелет.

Турки молодцы. Они прекрасно кормят. И наливают. И на наше дружное: «Водка, плиз!» они даже не перестали улыбаться. Немножко перестали после второго раза. А на третий раз водка у них куда-то запропала, и девушка-стюардесса нерешительно сказала про «немного позже». Но немного позже мы уже прилетели в Стамбул.

С недосыпу соображалось не очень. Молодчина Руслан, ориентируется везде отлично! Прошли пограничный контроль, и – ждать следующего рейса. В Стамбуле адский аэропорт. Он битком набит людьми, которые стоят-лежат-сидят-идут, негры с нереальными прическами поют, прихлопывают и притопывают, уборщицы тут же что-то убирают. Говорливый, переполненный, огромный, южный базар-вокзалJ.

В Стамбуле с нами случился маленький шок – оказалось, что наш самолет не сразу летит в Буэнос-Айрес, а еще садится в Сан-Паулу. Про Сан-Паулу в билетах не было ни слова.

И, да! – Боинг-777!!! Когда я увидела на чем полечу через Атлантику, я… Даже не подберу слов… Я проснулась даже, когда увидела этот самолетище! У него крыло как танцевальная площадка, а в турбине можно вполне с комфортом жить!!! Он основательно, неторопливо готовился к полету, принимая пассажиров на свой борт, гудел турбинами, хлопали дверцы багажных полок, стюардессы улыбались, переговариваясь между собой и приветствуя входящих. Он приготовился, без суеты вырулил на взлетную полосу, разбежался и прыгнул.

 Удивительные ощущения в этот момент прыжка. Ты словно оказываешься вне пространства и времени. Это как будто телепорт…

Перелет через Атлантику  длился двенадцать часов. Сначала над Сахарой, потом над океаном - внизу все было желтое, потом все синееJ. Мы ели, пили, опять ели, пересмотрели кучу фильмов. Экватор незаметно проспали. Вторую половину пути все начали бродить по самолету, знакомились, общались, дети ползали по проходам, все чего-то хомячили, какие-то кексики, соки, пиво. В общем, народ устал лететь.

В Сан-Паулу вышли негры. Много кто еще, но эти особенно запомнились. Когда наш самолет сел, они не только аплодировали, они устроили песни и пляскиJ. Вслед за неграми борт покинула бригада стюардесс. И пришли уборщики. Уборщики!!! Мы сидели, а они убирали наш самолет, болтали, улыбались. И пассажиры болтали и улыбались. И никто не напрягался. Это было мое главное впечатление от людей в Южной Америке - НИКТО ВООБЩЕ НЕ НАПРЯГАЕТСЯ!!! Даже пограничники на границе! Лишь однажды мы встретили очень суровую женщину-инкассатора в супермаркете, в бронежилете и с таким же лицом. Да и то, пока ей кассиры сдавали выручку, она втихушку смс-ки набиралаJ.

Довольно быстро уборка в нашем самолете была завершена, зашла новая бригада стюардесс, еще пассажиры, наш Боинг-гигант снова разбежался и прыгнул. Через пару часов мы были в Буэнос-Айресе. Мы садились, а огромный мегаполис раскинулся внизу до самого горизонта ровными цепочками огней - целое море огней… Потрясающее зрелище! В аэропорту взяли такси и поехали ночевать в отель. На следующий день нам снова предстояло лететь, но было достаточно времени, чтобы позавтракать и немного прогуляться по улицам города. Что мы и сделали с удовольствием.

Не успели мы отойти от нашего отеля, как увидели очень симпатичный винный магазинчик. Он был закрыт, но витрины манили разнообразием местного алкоголя и мы решили хоть пофоткаться на фоне. И вот тут нас ждал сюрприз! В самый разгар фотосессии, из магазинчика выскочил светловолосый крепыш, на лице улыбка, начал всех радостно обнимать и жать всем руки. Оказался Колей! Переехал в Аргентину из Питера с полгода назад и теперь работает в этом магазине. Он нашел нам менял (неофициальный курс валют в этой стране намного более выгодный, чем официальный, и мы меняли деньги почти на улицеJ), мы выпили прекрасного аргентинского вина.  Это было приятно - встретить соотечественника, вот так вдруг и сразу!

 Распрощавшись, мы отправились, по совету Николая, смотреть парк с огромным деревом.

 

 

А потом снова был аэропорт, где мы вдруг (дубль два!!!) узнаем о еще одной незапланированной посадке между Буэносом и Мендосой где-то в городке Сан-Хуан.

 Сан-Хуан оказался совсем какой-то деревней, которую мы даже не увидели, а увидели только небольшой аэродром в поле между холмов. Пока прибирали в нашем самолете, можно было постоять у трапа, наслаждаясь теплым степным ветром, или … Сделать пару фото с пилотами. Да-да! Никаких проблем вообще. Я же говорю - никто не напрягаетсяJ. От всего от этого возникало ощущение какое-то очень домашнее. И вспомнился Суздаль. Город во Владимирской области, входящий в Золотое кольцо России. Там автовокзал вот так же на отшибе, где-то в поле, и идешь, и дышишь теплым летним ветром…

 

Взлет-посадка (все вместе минут за сорок, мы даже высоту толком не успели набрать), и вот мы  уже в Мендосе.

Мендосу мы ждали, т.к. уже порядком проголодались и очень рассчитывали попробовать там совершенно особенные, нежнейшие говяжьи стейки и мальбек – красное вино из сорта винограда, не произрастающего нигде в мире кроме Аргентины. Руслан нам описывал все это в красках всю дорогу. К Мендосе слюни у всех уже очень текли, ну просто уже до земли, наверное. Мы быстренько взяли такси, поехали куда-то в центр, нашли ресторанчик со стейками и засели там. Стейки были прекрасны. Особенно под мальбек. Там же, наконец, решились съесть и сыр.

Про сыр.

Это был гостинец из Европы. Мне его вручили в Москве перед отлетом. Как-то так сразу в Москве его не съели, и он отправился к Жене в ручную кладь. Потом нас хорошо кормили в пути и его снова не съели. Французский мягкий козий сыр. Если вы знаете, что это такое, то представляете, как он пахнет. Это просто как очень старые носки. Где-то уже недалеко от Мендосы Женя аккуратненько вернул его мне со словами: «Тань, мне кажется, он умер…». Просто за время перелета эти «носки» еще чуть-чуть состарились и начали благоухать вовсю. Несмотря на герметичную упаковку. И в Мендосе я решила его уже наверно выбросить. Но знатоки сказали: «Нет!». Нет!!! – сказали знатоки. – Нужно его просто нарезать. И чуть-чуть проветрить. Он так всегда и пахнет. И чуть-чуть с вином. Он оказался просто нереально вкусным! (Дань, если ты это читаешь - спасибо!!!). И все-таки французы слегка извращенцы J.

Все было замечательным – стейки, сыр, вино. Но нужно было лететь дальше. Мужчины на прощанье пошли обнимать официанток. В знак признательности, конечно. И русско-аргентинской дружбы. Навек. И мы полетели дальше.

Мальбек в Мендосе был пит не пьянства ради, а анестезии для, т.к. перелет Мендоса-Сантьяго предполагался жестким из-за турбулентности. Была ли турбулентность  - сказать затрудняюсь, метод сработал безотказно и я все проспалаJ.

В Сантьяго нас ожидала встреча с лабрадорами. Первая в нашем путешествии чилийская граница. (Сколько еще потом их было... Загранпаспорт теперь украшен множеством аргентино-чилийских штампиков). А лабрадоры несут на границе службу. И позитив J. Проверяют нас, въезжающих, не везем ли мы им запрещенные продукты. Женя сказал: «Колбасы у нас нет!». И нас пропустили. Не лабрадорам сказал, конечно же, а пограничникам. В Сантьяго к нам присоединился Володя. Ждали рейса в Пунта-Аренас спя. СпалиJ. Этот рейс был завершающим в нашем воздушном путешествии «туда».

Мы подлетали к Пунта-Аренасу. Внизу были горы, а над ними предрассветное глубокое холодное темно-синее небо и звезды. И мы садились где-то на краю земли, где-то очень-очень далеко… И народ весь оделся в курточки, и лица попадались темные, индейские, со скулами и другим разрезом глаз. И казалось - мы выйдем, а кругом только бескрайние безлюдные просторы…

Просторов и безлюдья не было. Был ветер, сильный. И был океан... К которому в первый день мы не попадали, потому что надо было быстренько двигаться дальше. Но он был рядом, дышал рядом. Мы взяли такси и поехали в город по дороге вдоль океана. Перелет был окончен. Мы на Краю Земли!

Путешествие. Часть 1.

В Пунта-Аренасе мы, наконец, собрались всей командой (добавились Юра и Олеся). На автостанции перекусили, дождались своего автобуса, погрузились и покатили в Пуэрто-Наталес.

Часов через пять были на месте. Теплее почти не стало. Там большой автовокзал и вся информация для туристов. Туристов много, хотя лишь начало сезона. Раздобыли карту, надели рюкзаки и потопали по улочкам, поросшими одуванчиками, искать себе пристанища.

 Это маленький городок, подметенный и приглаженный местными суровыми ветрами. Порт, залив, невысокие одноэтажные домики, много старых авто. И покосившиеся заборы имеются, и мальчишки гоняют на улицах в футбол. Спокойная чилийская провинцияJ.

Наш отель (Hostel Melinda), забронированный на booking.com, оказался таким… «курятником», с хозяевами- пожилыми аборигенами северо-индейско-чилийского вида. По-английски хозяева не говорили. Тем не менее, мы решили остаться здесь, а уж на обратном пути непременно сменить пристанище на более уютное. Туристы – не туристы, а в городах всем хотелось комфортуJ. Каким-то волшебным образом Юре и Руслану удалось договориться с владельцами отеля о транспорте до национального парка назавтра, и билетах оттуда на обратный путь. Нужно было еще поужинать, закупить продукты и газ, и собраться в путь.

Поужинали в итальянской кафешке пиццой и мальбеком. В кафешке кроме нас уже сидела компания, кажется немцев, преклонного возраста. Довольно шумно сидела. Но мы сидели шумнее и немцы постепенно как-то поутихлиJ.

 

В этот день в городе отмечали Хэллоуин. Было забавно наблюдать ряженых детишек, которые собирали «дань» карамельками. Да и взрослых тожеJ.

Вечером продукты были закуплены. И газ (с газом мы очень перестарались, и в конце нашего путешествия пришлось сбывать лишний по сниженной цене). Все было готово к началу трекинга.

Утром 1 ноября мы проснулись  в своем «курятнике», позавтракали, сложили рюкзаки в авто и отправились в национальный парк Torres del Paine.

Горы, сначала лишь маячившие на горизонте, придвигались все ближе. Огромные озера, мимо которых мы проезжали даже не останавливаясь, были каждое нового цвета, такого насыщенного, что в их реальность верилось с трудом. Иногда по берегам виднелись розовые точки – фламинго! По обе стороны от дороги паслись стада баранов, и  становились все многочисленнее. А потом мы увидели лам!!! Все похватали фотоаппараты и давай фотатьJ. Даже попросили водителя наконец остановиться, всем хотелось фотку с ламойJ.

Погода была отличная и было прекрасно видно издалека массив и знаменитые башни Торрес. Говорят большая редкость увидеть эти башни не закрытые облаками, так что нам повезлоJ. Заехали на водопад Cascada Paine, потом еще немного – и вот мы на месте.

Для начала нас всех переписали, дали карты местности, показали видео о том, что здесь можно и что нельзя, предупредили об ответственности. В общем, провели нам полноценный инструктаж. Потом выдали каждому аналог путевого листа (отмечаться в кемпингах), сообщили, что весь свой мусор мы должны забрать с собой, что задуманный нами кольцевой маршрут пройти не получится, т.к. перевал закрыт и пожелали удачного путешествияJ.

 

Ну мы и пошли. Получится - не получится – кто знает? Может, что чилийцу смерть- то русскому хорошо? J.

На территории кемпинга, откуда мы стартовали, были такие открытые всем взглядам, такие короткостриженые ирландские лужайки, что устраивать там перекус было как-то неуютно. Мы нашли столик и скамеечки в кустах на выходе из кемпинга, там пообедали и отправились в путь.

 

Ни с чем не сравнимое удовольствие - шагать с рюкзаком по тропе, смотреть на горы и солнце, вдыхать ветер, и знать, что все только начинается!

 Погода баловала. Солнце грело, но не жгло, ветер был ласков, встречные лошади улыбались, а люди не попадались вовсеJ.

Тропинка была оборудована всем необходимым: ступеньками в местах подъема и спуска, мостиками через естественные препятствия, указателями на развилках и информационными табличками. Она петляла вдоль холмистых предгорий, пересекая одуванчиковые лужайки, ручейки, и вела нас к кемпингу №2 под названием   Seron. Девять километров пути были пройдены бодрым шагом и вот мы уже ставим палатки, ужинаем, в душ, и баиньки. Надо сказать, что горячий душ в походе - это кайф! Это немного примиряет с необходимостью ставить палатки в строго отведенных местах. И даже с оборудованной ступеньками тропой J.

2 ноября. Наутро мы отправились дальше. В этот день путь был длиннее. Мы должны были пройти 19 км вдоль оз.Paine и оз. Dickson. Топали по тропе и любовались пейзажами. Стали попадаться колючие кочки, круглые, иногда больше метра в диаметре, покрытые мелкими красными цветами. Выкопать растение для разведения в домашних условиях не получилось - у них очень жесткие ветки, переходящие в не менее жесткие корни и в земле они сидят намертво. Был небольшой, но очень ветреный перевал - нас прямо сдувало ветром, хотелось отрастить крылья и полететь! Но счастье было недолгим - как только миновали перевал, ветер почти перестал. С перевала мы увидели озеро Dickson и наш следующий кемпинг (одноименный) на берегу. В озере плавал айсберг. Мы, хоть и подустали, устремились туда - к кемпингу, к айсбергу! Дальше традиционно - палатки, ужин, сон. Правда в этот вечер часть группы выбрала для ночлега более комфортные условия - постель в домике.

 

 

Третий день пути. Девять километров через лес, чуть в горочку. Лес там странный. Высокие коренастые деревья, серые стволы, мелкие жесткие листья, вроде как у карликовой березки, подлеска нет. Идешь, идешь, а он какой-то… бесконечный. И там растут грибы. В гнездах на деревьях. И грибы эти желтые, и пахнут сыром. И это не бред голодного туриста. Это чистая правда. Фото прилагается. Местные говорят, что грибочки можно есть. Но мы не стали J.

 

Лес закончился, мы вышли на курумник у оз. Los Perros и сразу захотелось обратно: после тишины леса ветер оглушал. Он был такой, что отращивать крылья сразу расхотелось. Он ломал и рвал все на своем пути, и так как кроме камней в том месте уже ничего не осталось, он с радостью принялся за нас. Мы, как могли, преодолели это место и с облегчением  снова спрятались в лесу, где как раз располагался кемпинг №3 Los Perros . Там нас встретил приветливый рейнджер Николас. Назавтра нам предстояло пройти самый сложный перевал этого маршрута – Paso John Gardner, который на старте нам был обещан как непроходимый из-за снега. В предыдущем лагере ситуацию с перевалом прояснить не удалось, и мы немножко переживали. Но Николас сказал, что все о*к, no problem. И согласился с нами вечером пить водку. Нам решительно везло с Николаями в этом путешествии J.

Вечером собрались в местной столовой. Оказалось, что у всех имелся запас алкоголя, тащить который через перевал никому не хотелось. Посидели хорошоJ. Наверно, мы немного шокировали своим буйством соседей немцев и англичан. Выяснили, что чилийские рейнджеры не дураки пить водку, и даже вовсе без закускиJ.

4 ноября. Встали затемно. Перевал нужно было пройти с утра, пока ветер не такой сильный. Хмурилось. Видно мы вчера кого-то прогневали. Может тем, что сожгли весь свой мусор в камине столовой, и дым с запахом пластика нарушил гармонию здешних прекрасных мест… Может, чем другим.

Шли сначала через лес, потом выбрались на снежный склон. Снег лежал плотный, идешь - почти не проваливаешься. Шаг за шагом монотонно вверх. Серое небо, белый снег, черные горы. И мы идем по склону походкой сонных слоников. Как сказал один инструктор альпинизма, в первый час движения выходит алкоголь, потом - здоровьеJ.

На перевале мы все собрались пофоткаться. Вид оттуда открывался потрясающий! Внизу перед нами, насколько хватало глаз, расстилался ледник Glasiar Grey. Его истоки терялись где-то в тумане гор на горизонте, и как огромная застывшая белая река он плавно спускался в большое озеро слева от нас. Уходить не хотелось, хотелось стоять и смотреть, невзирая на шквальный ветер.

 

 

 

Спустя некоторое время все же двинулись вниз. Предстояло спуститься по лесистому, довольно крутому склону. Там тропа, ступени и страховочные перила в некоторых местах, но спуск все равно очень неудобный и времени занял много.

 

 И потом еще долго шли через лес. Мы спустились почти к самому леднику, но за стеной деревьев видно ничего не было. Наконец добрались до лагеря Campamento Paso . Весь проделанный путь вверх-вниз занял часов шесть, расстояние 12 км, перепад высоты около километра. Устали все прилично и планировали в лагере ночевать, но место оказалось неуютным (да и душа там не былоJ), и было принято геройское решение продолжить путь. Мы пообедали и пошли дальше.

 

 Сколько идти точно никто не знал. Рейнджеры сказали около трех часов, карта была скорее примерной схемой, чем картой, информационные таблички с указанием километража безбожно врали (вообще в этом путешествии мы пришли к выводу, что в Патагонии сложности с картами и путаница в расстоянияхJ).

Три рейнджерских часа превратились для нас в долгих шесть. Шли опять через лес, еще вдоль ледника, любуясь и фотографируя.

 Преодолели пару подвесных мостов (всем понравилось! J).

 Под конец группа растянулась, все очень устали и шли каждый в своем темпе. До лагеря №5 Refugio Grey мы с Олесей добрались первыми. Сели тихонечко в стороне от человеческого жилья, чтобы к нам никто не приставал с расспросами и стали ждать остальных. Но нас заметили. Прибежал рейнджер - чилиец, стал спрашивать кто мы и откуда, но так как с английским у нас не очень, а у него примерно так же, внятного диалога не получилось. Он убежал, потом вернулся с французом. У того было получше с английским, и через несколько минут объяснений и пантомимы мы пришли к взаимопониманию. После чего они удалились, оставив нас дожидаться группу. Чаю не предложили. Подтянулись наши, мы расселились по палаткам и домикам. Спали в эту ночь все наверно «без задних ног».

День пятый (5-е ноября и пятый день маршрута). Наступило утро. После завтрака выяснилось, что «туристос усталос» и дальше никто не пойдет. По крайней мере сегодня. Отправились осматривать окрестности. Неподалеку находится мыс – обзорная площадка с великолепным видом на ледник и озеро Грэй. Мы довольно долго там бродили. Мужчины провели пляжную фотосессию, хотели еще устроить заплыв до ближайшей льдины, но убоялись лишиться будущего потомства и передумали.

В общем, день прошел очень мирно и тихо.

6 ноября. Назавтра путешествие продолжилось.

День выдался жаркий. Мы шли по горной тропе вдоль берега озера, в котором плавали льдины, а навстречу нам попадалось очень, очень много туристов. Все свеженькие, с запахом парфюма и маленькими рюкзачками. В нескольких километрах находится причал, куда каждый день причаливает кораблик. Он привозит туристов, и они бегут по тропе, радостные и бодрые. К этому причалу и лежал наш путь. К причалу, кемпингу № 6 Lago Pehoe, и к этому самому озеру. В этом месте, согласно всем описаниям, мы должны были почувствовать «мощь Патагонии», ибо здесь нереальные ветра. Практически всегда. Солнце припекало, тропинка вилась, ветра не было. Пока. Мы были все в предвкушении. 

И вот оно – озеро Пехое!!!

И полный штиль…!!!

Были странные идеи – уплыть отсюда прямо сегодня, уехать в холодный Пуэрто-Наталес на день раньше. Из этого райского места, из этого солнца и лета! Но разум восторжествовал, и мы остались побалдетьJ.

 

 

Нашелся даже испанец с гитарой и вечером был дан испано-российский концерт. О чем пел испанец неизвестно (наверно о любви). А мы пели про горы!

7 ноября. Наутро мы уплывали. Первая часть нашего путешествия была окончена.

 

 

 

Мы доплыли на кораблике до противоположного берега озера Пехое, погрузились в автобус и через три часа пути (около 150 км) были в Пуэрто-Наталесе. Там было долгое-долгое заселение в гостиницу - никак не могли договориться с администратором . Девушка путалась в номерном фонде и английских словах, а нам уже очень хотелось кушать. В конце концов заселились, и побежали быстрей искать где поесть. Нашли, конечно. Прекрасное место со стейками, пивом, супом из морепродуктов и много еще чем. Пока ждали заказа -  разглядывали посетителей. Почему-то местные из всего богатства выбора предпочитают колу и огромные гамбургерыJ.

 

8 ноября. День был посвящен осмотру местных достопримечательностей. Набережная, церковь, сувенирные лавочки…

 

 

 

 

И собакиJ

Собаки повсеместно бродят по улицам, они такие очень … домашние. И все их подкармливают. Мы тоже кормили их недоеденными стейкамиJ.

9 ноября. Утром этого дня мы отправились забирать наши машины. В офисе компании Europcar, где был забронирован первый автомобиль, очень спокойный мужчина очень спокойно нам сообщил, что авто наше попало в ДТП, и вон оно на заднем дворе стоит, к эксплуатации совсем не пригодное. На наше эмоциональное: «???!!!!!» он невозмутимо и как-то даже добродушно сказал, что машины подобной или классом выше у него тоже нет. Или берите вон того ниссана дешевле, или ничем вам помочь не могу. Взяли ниссана.

А еще:

 

Но это уже в другой контореJ.

И поехали мы в Аргентину.

Граница была пройдена в местечке Cerro Dorotea. В отличие от чилийцев, аргентинцы ничего не имеют против наших продуктов, и лабрадоров в штате сотрудников у них нет. Все формальности заняли времени совсем чуть-чуть, и вот мы уже на пути в Эль Калафате. Расстояние около 270 км. Никаких проезжих деревень, ни души, только бескрайние просторы, поросшие суховатыми травяными кочками, по обе стороны от дороги такой же бескрайний забор и за ним мирно пасутся статичные овцы (ну почти совсем не шевелятся).

 

Постепенно местность становится холмистой (овцы все так же статичны, забор все так же бесконечен). Потом на горизонте появляются горы, они приковывают к себе все внимание, постепенно становясь все ближе… Оторвать взгляд уже невозможно .

 

 

 Один встреченный нами гид рассказывал, что он очень любит колесить по этим бескрайним безлюдным местам. Я его понимаюJ.

В Эль Калафате с помощью местного таксиста мы разыскали наш отель Koi Mahik.

Он находится на самой окраине города и на момент заселения мы оказались единственными постояльцами. Там были прекрасные уютные номера, и там был такой доброжелательный, приветливый администратор, что мы подумали – уж не Николай ли? J Он быстренько нас заселил, помогал разрешать насущные проблемы и даже не выгнал из отеля, когда мы жарили в номере лепешки на газовой горелке. А на завтрак были свежеиспеченные круассаны и какао! Мммм…!

Эль Калафате – туристический центр. Очень симпатичный, ухоженный, небольшой городок на берегу Lago Argentino. По берегу озера бродят туристы. И фламинго.

 

Вечером наша команда отправилась на поиски съестного. Нашли конечно. Мы всегда находим то, что ищем.

 

10 ноября. Утром мы выехали на встречу с ледником Perito Moreno . Дорога вилась вдоль озер и гор.

 

 

 

Ледник находится на территории национального парка Los Glasiares Nasional Park. Доезжаешь до стартовой площадки, оставляешь автомобиль, оттуда на бесплатном автобусе, который курсирует с интервалом минут в десять, тебя доставляют к началу обзорного маршрута. Там даже не тропа, а дорожка – металлический такой настил, с ограждениями, поручнем, ступеньками, обзорными площадками и скамейками. Все для удобства и чтобы никто ничего не вытоптал. Вытаптывать есть кому, туристов – очередь. И огромное количество пенсионеров. Очень пожилые люди, порой с палочками, бредут себе, наслаждаются потрясающей красотой. Аргентинцы, англичане, французы… Да, нашим российским бабушкам такое и не снилось.

Несколько тысяч лет назад всю территорию Патагонии покрывал один огромный ледник и те ледники, что мы видим сейчас – лишь его остатки. Но эти «остатки» поражают воображение!

Есть еще один способ подобраться поближе к леднику – туристический катер. Во-он он, в центре следующей фотографии J.

 

Время от времени от основного массива отваливаются глыбы льда и с грохотом падают в воду. Чаще это случается во второй половине дня, когда солнце припекает. У нас как раз припекало, так что мы насмотрелись вдоволь.

Когда возвращались обратно, подобрали попутчика – местного гида. Он рассказал нам много интересного. А мы ему J.

Вечером собирали рюкзаки. Впереди был поход к вершине Фитц Рой.

11 ноября. Проснулись пораньше, сложили вещи в машину и – вперед! На сегодня наша команда разделилась. Большая часть участников осталась осматривать местные достопримечательности. К Фитц Рою поехали только Юра, Руслан и я. Что б я не грустила, что мы к горе в гости всего лишь на один день, эти двое утешали меня, говоря, что зато со мной одной идут целых два гида, а это круче, чем международный стандарт. Это, безусловно, меняло делоJ.

Все маршруты к Фитц Рою начинаются в местечке Эль Чалтен. Мы добрались туда за 2-3 часа (215 км). Говорят, если во всей Аргентине есть хотя бы одно облако, оно будет висеть над Фитц Роем. Там оно и висело.

 

В Эль Чалтене мы сразу же отправились в туристический справочный центр, где раздобыли нужную информацию, карту, и сфоткались на память с рейнджером.

 

А это маршруты восхождений на Фитц Рой. Нашего здесь нет. Он проще.

Намного прощеJ.

От Эль Чалтена немного  на север по грунтовке - и мы уже на «тропе для бабушек». Так ее назвал Юра по окончании маршрута. Снова солнце! С маленькими рюкзаками по пологой тропе, традиционно оборудованной всем необходимым, бежалось легко и быстро. Серьезный подъем был только перед самой обзорной площадкой у Фитц Роя. За то время, пока мы подбирались поближе, облако над ним не сдвинулось с места. Так и висело, загораживая макушку вершины. И пока мы бродили там и смотрели на озеро, и пили чай, в надежде, что оно растает. Не растаяло. Нужно было возвращаться.

 

Обратный путь всегда кажется короче. Только не в походеJ. Но в этот раз все было легко.

 

12 ноября. С утра мы выдвинулись в Пунта-Аренас. Путь предстоял неблизкий, решено было ехать пораньше. Попрощались с нашим уютным отелем и его гостеприимным хозяином. Попрощались с городом Эль-Калафате. Расстояние на сегодня – около 500 км.

Когда выезжали из Эль-Калафате, было солнечно и жарко. На границе мы повыскакивали из машины в шортах… И сразу задумались о теплой одежде. Приехали горячие северные туристы на холодный югJ. Пришлось одеваться, ничего не поделаешь… По пути заехали в наш любимый Пуэрто-Наталес пообедать. Еще несколько часов пути, наконец мы на месте.

 Там было холодно, в Пунта- Аренасе. Ну, не холодно, но очень прохладно. Был такой тихий вечер, жарили сосиски на балконе в отеле и слушали дождь.

13 ноября. В этот день было много дел. Сначала нужно было переехать, ибо отель не понравился. Разузнать насчет парома через Магелланов пролив. Раздобыть карту и минибас для следующей части нашего путешествия, сдать арендованные в Пуэрто-Наталесе автомобили. Еще посетить памятник Магеллану и, наконец, проводить Володю, он улетал от нас ночью. Все это мы с блеском выполнили. Особенно последний пунктJ. Но все по порядку.

 Подходящий отель (Hostal Maipu Street) нашелся на соседней улице. С информацией оказалось так же просто, как и везде – информационный центр с картами и англоговорящим персоналом. Совсем рядом с центром - аренда автомобилей. Договорились об «обмене» автомобилями и с чистой совестью отправились искать Магелланов памятник.

Магеллан стоял в парке с «рваными» деревьями и смотрел вдаль. Он видел неведомый путь… В нижней части монумента Магелан окружен скульптурами коренных индейцев. Существует поверье, если прикоснуться к свисающей ноге индейца, вам будет сопутствовать удача, и вы посетите Патагонию еще раз. Мы об этом не зналиJ.

К вечеру стал набегать дождик. Именно «набегать» - то пойдет, то перестанет и так много раз. Мы не испугались и поехали еще в порт. Посмотреть и купить билеты на завтрашний паром. И постоять на берегу океана. Было холодно и ветрено. Там, похоже, всегда ветрено, и даже деревья как будто рваные, с несущимися куда-то по ветру ветвями.

 

Вечером собрались посидеть за отъезд. Вова не ехал с нами дальше и это было грустно, и чтобы не очень грустить, и на добрую память о Патагонии, был заготовлен местный напиток под названием Pisco (нам о нем рассказал встреченный однажды местный гид J). По вкусу навроде текилы, крепостью 35. Очень все было душевно. В микроавтобусе по дороге в аэропорт пелись украинские песни. Почти до слез. Расставались – обнимались, потом мы уехали, а Володя остался ждать посадки.

Утром пришла смс-ка. Цитировать не буду, там нецензурноJ. Он не улетел. То есть он проспал свой самолет, а багаж улетел, и ему пришлось следующим рейсом, а дальше пересадка и билеты пропали… В общем, я думаю это русско-украинская дружба навек! J

14 ноября. Мы едем на Огненную Землю!!! Это был день пути. Сначала морем, потом сушей. Утром мы отравились поскорее на наш паром. Заняли места на удобных диванчиках и спа-атьJ. На пароме было людно. За 2 часа мы должны были пересечь Магелланов пролив, затем преодолеть больше 400 километров до Ушуайи – самого южного города острова. Спустя некоторое время спать расхотелось и потихоньку все пошли на палубу, ожидая там столкнуться с ледяным ветром. Но ничего подобногоJ. Погода позволяла любоваться проливом и приближающимися берегами. Стояли и гадали, почему же она «Огненная»? Пологие берега отливали чуть розоватым, может при определенном освещении они и кажутся огненными?.. Вопрос остался открытым. Хотелось поскорее ступить на эти берега.

 

 

Наконец мы причалили, съехали с парома и попылили по грунтовке. Чилийские дороги на Огненной земле чуть-чуть отличаются от аргентинскихJ. Сначала мы ещё надеялись, что это ненадолго, а потом приуныли. А потом привыкли.

Довольно долго мы ехали вдоль океана. И вокруг были бескрайние безлюдные просторы. И ощущение что мы на краю земли J

Хотелось купаться. Но при расставании с салоном автомобиля это желание сразу пропадало- ветер кололся холодными колючками.

Там тоже пасутся ламы! (Понятно теперь, зачем им такая теплая шерсть). Ну и овцы, конечно - они там везде.

 

Через километров 60 дорога свернула от побережья вглубь острова. В местечке Сан Себастьян пересекли границу. Как-то мы там привлекли внимание. Посмотреть на Юрин паспорт, в котором почти уже некуда было ставить штампы, собрался весь персонал пограничного пункта J. На прощанье нам махали и улыбались.

По ту сторону границы грунтовка сменилась асфальтом. А мы уже почти потеряли надеждуJ. Это было приятно. Решили заехать пообедать в Рио- Гранде. Из этой затеи ничего не вышло. Особенность городов Патагонии – одностороннее движение на большинстве улочек. И если не знаешь города, можно довольно долго там колесить, пока найдешь то, что тебе нужно. Вот и мы покатались - покатались и поехали дальше, чтобы время не терять.

Ровная дорога, ровный серенький пейзаж за окном – все потихоньку дремали. Ближе к южной оконечности острова местность изменилась.

Еще чуть-чуть и мы в Ушуайе!

Южнее Ушуайи городов на планете нет. Туристам, приезжающим сюда, в паспорте ставят специальный штамп «fin del mundo» – «конец света». Ну, при желании, конечноJ. Здесь все «самое южное в мире»: «самая южная в мире почта», «самый южный магазин», «самый южный парк»... Отсюда стартует большинство антарктических экспедиций.

Был совсем уже вечер, мы заселились в отель и отправились покупать билеты на пингвиний остров. Но мы опоздали – все уже позакрывалось. Успели только узнать, что все экскурсии стартуют с 9 утра. Решено было назавтра прийти пораньше. А на сегодня подумать об ужине. В Ушуайе богатейший выбор кафешек и ресторанов. И вот где можно насладиться морской кухней!!! После долгого путешествия сегодняшнего дня мы заслужили маленький пирJ.

15 ноября. Утром встали пораньше, быстренько съели свой континентальный завтрак и отправились в порт. Там квартируют множество маленьких турфирм, торгующих примерно одинаковым набором экскурсий. И только одна из них – компания Piratour  - продает эксклюзив: прогулка по острову ВМЕСТЕ с пингвинами - чего мы как раз горячо желали! Но было воскресенье, масса туристов, и все билеты на этот тур уже были распроданы задолго до. Пришлось соглашаться на меньшее – поездка на катере к пингвиньему острову и возможность полюбоваться на пингвинов не сходя с палубы. А еще на тюленей и птиц, и маяк Ле-Эклерер. Мы купили билеты у русскоговорящей девушки, погрузились на катер и отправились на морскую прогулку по каналу Бигль .

День был прекрасный. Судите сами:

Мы всех их увидели – и пингвинов и птиц, и котиков! На обратном пути занепогодилось и мы отсиживались в каюткомпании, а все желающие могли иногда выбраться на нос катера, и постоять там в одиночестве, на ледяном ветру, раскинув руки, и почувствовать ту самую «мощь Патагонии»… Желающих (кроме меня) нашелся лишь один какой-то молодой человек, который простоял там ( в отличии от меня) весь обратный путь!!! Сурово J.

Вечером мы писали открытки родным и близким, чтобы отправить их из самого южного почтового отделения планеты, с Края Земли! (Мои, кстати, как раз сегодня одну получили – спустя почти два месяцаJ). И покупали сувениры. И ели Королевского Краба!

Хотелось попрощаться с этим гостеприимным городом, и когда уже совсем стемнело, я отправилась побродить по набережной и посмотреть на южные звезды. Наши спали. И хозяин отеля тоже – пришлось трезвонить в закрытую дверь, когда вернуласьJ.

16 ноября. А утром мы уезжали. Было жаль расставаться с этим прекрасным уголком нашей планеты. Город, куда хочется вернуться. И он нас провожал! Невероятный, во все небо красками рассвет он подарил нам на прощанье.

 А через десять минут мир засыпало снегом:

На обратном пути мы вновь наслаждались безлюдными пейзажами Огненной Земли. Даже слегка потустороннимиJ:

Обратный путь был на 200 километров длиннее, зато паромная переправа (недалеко от местечка Cerro Combrero) всего 40 минут – только отчалили и уже вот он, противоположный берег.

По приезду вернули прокатной конторе наш минибас, который служил нам верой и правдой эти три дня, прикупили еще сувениров, и стали собираться в дорогу. Мы улетали рано утром, завтра. Очень захотелось выбраться к океану, что я и сделала – наш отель в пяти минутах ходьбы. Было удивительно тихо, безветренно. Начал накрапывать дождик и на берегу почти никого не было. И я решила искупаться. Океан обжигал… И был соленыйJ. И я еще набрала ракушек и счастливая пошла обратно. Дождь закончился, асфальт был мокрый, и трава, и одуванчики. И пахло весной. Совсем как у нас в мае.

17 ноября. В обратный путь. Все когда-нибудь кончается. И нам пришла пора покидать эту землю. Рано утром наш самолет взлетел в аэропорту Пунта-Аренаса, унося нас с этой удивительной земли. Немного грустных и молчаливых, от осознания расставания.

Обратный путь был короче, и меньше по времени пересадки в аэропортах. Лишь в Буэнос-Айресе пришлось ждать в аэропорту восемь часов – из-за пробок было никуда не выехать. Вообще у долгого обратного пути есть плюсы – возвращение из путешествия в будни происходит постепенно, есть время прийти в себяJ. Через Атлантику летели ночью и большую часть времени проспали. В Стамбуле мы с ребятами расстались – я летела в Москву, они в Екатеринбург. Мы разлетались, каждый в свою жизнь.

Напоследок.

Несколько слов благодарности:

Юре и Руслану – за то, что эта удивительная поездка была задумана и состоялась. За оперативное и эффективное решение всех возникающих вопросов.

Галине, за терпение и стойкость, несмотря на трудности.

Всей нашей команде – за прекрасное путешествие и отличные воспоминания! И за то, что мы команда!!! J 

Это было здорово!!!

До новых встреч в горах!!!

24 января 2016 г. Лопатина Татьяна, Петрозаводск.



Яндекс.Метрика