На главную Пишите письма... Фейсбук Вконтакте Поиск по сайту Подписка RSS
Новости
Альпинизм
Скалолазание
Ледолазание
Магазины
Интервью
Статьи
Обзоры
Персоналии
Без страховки
Фотоотчеты
На привале
История, РЕТРО...
Ссылки
 
Истории альпиниста

Евгений Затирка,
кмс по альпинизму

Еще об авторе...

Другие рассказы

Большой секрет

Фанские горы, Кули-Калоны, альплагерь "Артуч", 1984 год. Мы сдаём экзамен по скальной подготовке перед нашей первой "пятёркой". Экзамен принимает инструктор Роман Паунскнис из Питера, и, как выяснилось только что, по совместительству военно-морской инженер в звании контр-адмирала. Наша тройка Макаров-Ковин-Затирка минут десять назад успешно прошла предложенную трассу, вопреки предсказаниям того же Паунскниса, что "тройка" не может соревноваться с "двойкой", и "незачёт" нам обеспечен. В нашем отделении было пять человек, а пять на два, как известно не делится. Вот и пришлось выставлять на экзамен "двойку" братьев Шкабаров Николая с Борисом и нашу "тройку". Этому решению предшествовали упорные переговоры, поскольку экзамен сдавали, как правило, в "двойках", а мы просили сделать исключение. Нас допустили, но предупредили, что поблажек не дадут, в нормативное время изменений вносить не будут. И если мы не уложимся в норматив, виноваты будем сами. Мы подготовились и сдали так, что по нашему результату этот "двоечный" норматив был пересмотрен в сторону ужесточения.

Паунсникс очень удивился показанному нами результату, и даже снизошёл до разговора, из которого я как раз и узнал, что он контр-адмирал, и часто бывает в командировках на Северном флоте. Ну, как тут было мне не упомянуть, что города Полярный и Северодвинск - это города моего детства. Разговор сразу же перешёл в уважительно-доверительную фазу. Видимо не только горы, но и Север сближает тех, кто там побывал.

- Да, - говорит Паунскнис, - сколько я "эдельрида" выписывал, для того чтобы привязывать торпеды во время испытаний!
- Эдельрида?! Ни, фига себе! - изумился я.
- Ты что? Думаешь, он действительно туда шёл? Не-е, для этой цели мы использовали старые рыболовные фалы, а "эдельрид" весь забирал я. Не буду же я ходить на наших "шнурках", когда "эдельрид" под руками. Какую верёвку заказывать для привязывания торпед, всегда спрашивали меня, а всегда называл "эдельрид".
- А зачем торпеды привязывать?
- А затем, что лодку испытывают на то, как она будет вести себя, когда её будут закидывать глубинными бомбами. Я часто приезжаю в Северодвинск на завод. У меня там кабинет свой и тужурка там висит.
- Контр-адмиральская?
- Нет, контр-адмирала я получил недавно, ещё не успел старую поменять. А ты, сколько там прожил?
- Четыре года в Полярном, и два в Северодвинске.
- Значит, знаешь какой там завод?

- Ещё бы не знать, если по городскому радио предупреждали открытым текстом о том, что ловля рыбы в порту запрещена ввиду радиоактивности вод. Да и отец мне как-то рассказал вот такую историю: "Первую атомную подводную лодку в Северодвинске строили и спускали на воду в обстановке большой секретности. Спущенную со стапелей лодку в заводской гавани накрыли брезентом. Жители города, в основном работники этого же завода, видя накрытый брезентом корабль, говорили: "Вон, гляди, атомная лодка!"
- Ну, раз ты такой грамотный, я тебе другую историю расскажу, тоже под большим секретом.

Чувствую, что Паунскнису хочется поговорить.
- Прихожу я как-то раз на завод, и вижу, что в заводской гавани стоит лодка и на ней закрашивают бортовой номер. Я спрашиваю, зачем они это делают, а мне отвечают, что у них есть расписание пролета над Северодвинском американских спутников-шпионов, и к моменту очередного пролёта спутника на лодке должен быть уже другой номер. Американцы по бортовым номерам считали, сколько в СССР атомных подводных лодок. Получалось, что их у нас больше.

Паунсникс поглядел, как я воспринял его откровения и продолжил уже на другую тему:
- В общем, вашей "тройке" повезло, что вы не засыпались. Я первый раз вижу, чтобы "тройка" прошла этот маршрут быстрее "двойки".


Яндекс.Метрика