|
|
ГОРОДНИЦКИЙ В РГО |
|||||||||||||||||
Неудачная "мумуфикация" "Атлантов".
Да, забыл уточнить: может, кто забыл, да еще и не знал, кто такой Городницкий - так можно глянуть в Вики - там, в общем, всё изложено. Разве что нет мелких деталей. Типа того, что только случай спас знаменитых "Атлантов" - а могли бы мы остаться без этого неофициального гимна Питера, как пишут о песне в энциклопедиях. У Городницкого была привычка - безжалостно расставаться с текстами, которые его не удовлетворяли или к которым он не мог придумать музыку. "Атлантов" он написал на "Крузенштерне". И никак не мог придумать мелодию. Решил, в конце концов, листок с текстом "МУМУфицировать" (это он рассказывал на встрече в РГО, а слово "МУМУфикация" я сейчас сам придумал :) )- т.е. выбросить за борт. И с этой целью двинулся из каюты на палубу. И буквально по пути пришла мелодия. Так осталась жить эта песня, признанная одной из самых значимых в творчестве Александра Моисеевича. Хотя лично я ее воспринимаю немного прохладно - только очень музыкально-грамотное лиричное исполнение делает ее замечательной; стоит чуть-чуть пережать с ритмом, и она напоминает почти строевой марш. Особенно, когда зал встает и начинает скандировать текст вместе с исполнителем. Городницкий же - еще одна характерная деталь - нот никогда не знал, на гитаре играть не умел и всегда выступал в сопровождении гитаристов. Когда его слава взлетела к небесам и он стал часто выступать с концертами, почти в каждом большом городе у него появился свой аккомпаниатор из местных. Тайны поводного флота. Судьбы у его текстов были разные. И не всегда приводили
к лаврам под трубы славы. Спустя несколько месяцев, уже на суше вызвали его в спецотдел
института, где он работал, и седой подполковник сурово спросил, как
он дошел до этого - до публичного распространения секретов советской
оборонной промышленности в части строительства атомных подводных лодок?! Гордницкий, которому даже не предложили присесть - присел. Видимо насладившись полным нокаутом и бледным видом пациента, полковник сменил тональность: "Ладно. Люди разобрались. Вот заключения экспертов. Текст Вашего стиха был расследован. Выяснено, что автор не имеет допусков к секретным материалам, данной темой никогда не занимался, форма секретности отсутствует. Подписку о неразглашении не давал. Поэтому знать ничего не мог. Расследование прекращено. Но я все-таки не пойму: как Вы умудрились, не имея никакого отношения к теме, так правильно и научно-обоснованно сформулировать задачу, над которой куча ученых бьется - и у нас, и у них?.." А стих был такой:
Эбаут. Про "Крузенштерн" (а тогда этот барк 1926 года
постройки, полученный после войны по репарациям от немцев, был учебным
судном ВМФ СССР), и о моряках, с которыми плавал, Городницкий вспоминал
очень тепло, душевно и уважительно. С капитаном барка - капитаном 1-го ранга Павлом Васильевичем Власовым (командовал барком в 1961—1972 гг). Городницкий не раз стоял долгие вахты на мостике. И Власов попросил его научить английскому языку, которым Александр Моисеевич владел. "Английский отскакивал от него как горох, - рассказывает Городницкий. - Ни в какую... Но одно слово капитан твердо запомнил. Это слово - ЭБАУТ. Произносил он его с ударением на первые три буквы сразу и говорил мне: "Вот в этом слове, Саня, есть что-то родное. Близкое и понятное". И, надо отдать должное, Павел Васильевич при международных контактах употреблял это слово к месту и по делу. Его спросят что нибудь - он в ответ "ЕБАУТ...", и всегда попадал в смысловое наполнение... Хотя был культурнейший человек, великолепно владел еще и родным словом. Как-то стояли в Калининграде, и нас посетила делегация местного руководства, в которой была дама, заведующая здравоохранением. ...Обед в кают-компании, учтивая неторопливая беседа, взаимные комплименты - и вдруг по громкой связи вахтенный сообщает о какой-то неординарной ситуации на борту. Павел Васильевич вскочил, схватил трубку внутренней связи и загнул так пятиэтажно, что дама ... упала в обморок. Увезли на "скорой"..." (потом еще расскажу) ВКОНТАКТЕ: |
|