|
|
"Книга 2. Альпинизм послевоенного
|
|||||||||||||||||
Многие десятилетия 1946 год считался годом рождения Свердловского Альпинизма, а событием, послужившим поводом для такого суждения была поездка в горы в 1946 году двадцати студентов УПИ. Теперь-то мы знаем, что студенты УПИ ездили в горы и в 1945 году, и даже в 1935 году. И, тем не менее, кто же ездил в 1946 году? Пресса, как Вы, уважаемый читатель, убедились, ознакомившись с началом этой главы, о поездке УПИ-йцев в горы ничего не сообщала, однако нам удалось отыскать некоторых участников той поездки и побеседовать с ними. Одним из них был Юрий Александрович Игумнов – тогда студент третьего курса механического факультета. Обратимся к его воспоминаниям. «В УПИ широко развивались виды спорта, не требующие больших
затрат: гимнастика, легкая атлетика, коньки и лыжи. В главном 69 На кафедре физики работал доцентом А. К. Кикоин, который носил значок «Альпинист СССР» 2-й ступени. Студенты в перерывах расспрашивали его о горах и альпинизме, и поэтому, когда в 1946 году появилось объявление о наборе желающих поехать в альплагерь, то, в основном, выразили желание ехать студенты из потоков, где преподавал Кикоин. Единственное требование к кандидатам была сдача норм на значок «ГТО I ступени». В группу альпинистов вошли В. П. Колотовкин, П.В. Попов, Н.А. Титова, А. Пашорина, Е.Д. Уминский (остальных не помню). Альплагерь располагался в Казахстане, недалеко от Алма-Аты. Жили в 4-х местных палатках. Палатки были брезентовые двухместные, веревки и репшнуры – пеньковые. Спали на топчанах. Спальные мешки были ватными, покрытые брезентом, а с нижней стороны была подшита водонепроницаемая ткань – весил «спальник» изрядно. В лагере вновь прибывший обеспечивался ледорубом и ботинками. Альпинистских ботинок было мало, поэтому использовались обычные лыжные с прибитыми триконями. Рюкзак с мешком, палаткой, веревками и продуктами весил очень внушительно, поэтому те, кто ехал в лагерь на «отдых», были разочарованы и отсеивались. В дальнейшем в альплагерь ездили только «заболевшие» горами студенты». Юрия Александровича вес рюкзака не смутил, отдых в горах
не разочаровал, и он «заболел» горами. В 1948 году в связи с переходом
УПИ из Министерства черной металлургии в Министерство высшего образования,
институту были выделены путевки в альплагерь «Наука» на Кавказе, куда
поехали Ю.Игумнов, В.Колотовкин, П. Попов, Е.Уминский, П.Соловейчик.
В 1952 году он примет участие в алтайской альпиниаде физкультурников
Урала и Сибири, проводимой ВЦСПС, а в 1953 году войдет в состав экспедиции
ВЦСПС, совершавшей восхождения там же на Алтае. Бережно хранит он книгу,
написанную начальником альпиниады и сборов ВЦСПС, заслуженным мастером На обратной стороне обложки надпись: С горами Ю. Игумнов расстанется в 1955 году и не по своей воле. Об алтайских походах мы расскажем позже, а на страницах этой главы мы приводим некоторые альпинистские документы Ю.А. Игумнова, которые представляют для нас историческую ценность. А вот – фото из архива Игумного, на котором запечатлены новички УПИ 1946 года в горах: Не все участники выезда в горы в первый послевоенный год, кого нам удалось отыскать, нашли возможным откликнуться на нашу просьбу и поделиться воспоминаниями. Так, в прошлом студентка УПИ Титова Нина Андреевна, согласившись было помочь, впоследствии отказалась, сославшись на плохое состояние здоровья. Однако она помогла найти одного из участников тех событий – Юрия Дмитриевича Силукова, который, несмотря на свою занятость, повстречался с нами и подготовил рассказ с фотографиями. Но сначала представим нашего помощника. Юрий Дмитриевич, ветеран войны и труда, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники России, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Почетный дорожник России, Почетный работник Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ), академик РАЕН. Трудовой стаж Юрия Дмитриевича в УГЛТУ – 60 лет, из них 47 лет – на административной работе: заведующий кафедрой, декан, проректор по учебной работе, проректор по научной работе. Имеет 7 правительственных наград, в том числе орден «Знак Почета», медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», «За победу над Германией» и др. Автор более 180 научных трудов, 13 книг, 40 изобретений. Подготовил 20 кандидатов наук. Научные работы Юрия Дмитриевича всегда находили практическое применение, Кандидатской диссертацией был найден, обоснован и защищен способ и механизм централизованной подкачки шин гражданской и боевой техники без ее остановки и в любых условиях. Впоследствии во время боевых действий на Даманском полуострове, несмотря на многочисленные прострелы колес, экипаж бронетранспортера, включив автоматическую подкачку шин, продолжал выполнять боевую задачу, нанеся значительный урон противнику. Докторская диссертация была посвящена исследованию динамических процессов в колесных транспортировочных машинах и полностью внедрена на Минском автомобильном заводе при конструировании ходовой части автомобилей МАЗ. «Испытываешь удовлетворение, когда внедряются такие нужные для страны исследовательские работы, когда почти каждый день видишь на дорогах грузовые автомобили, оборудованные средствами регулирования давления воздуха в шинах», - делится с нами приятным Юрий Дмитриевич. Это служба! А что же горы? И… вдруг, совершенно неожиданно, руководство института предложило нам поехать в горы на Тянь-Шань, в альпинистский лагерь «Металлург». «А Вы, товарищ Силуков, как возглавляющий спортивную работу в студенческом профкоме, отвечаете за каждого головой. Ваша задача, чтобы все вернулись здоровыми и невредимыми и получили высокое звание «Альпинист СССР». Так неожиданно, почти в приказном порядке, появилась мирная
«горная» группа добровольцев из студентов металлургического и механического
факультетов. Мало кто из нас представлял, что такое альпинизм» – так
начал свой многостраничный рассказ Юрий Дмитриевич. Ограниченные рамками
темы и форматом книги мы позволили себе «До Алма-Аты добирались через Новосибирск на «пятьсот –
веселом». Так называли товарные поезда, на которых вместо грузов перевозили
людей. В Новосибирске на вокзале спали на полу – на скамейках мест не
хватало. Ждали, пока сформируют состав на Алма-Ату. Вагонов не хватало.
Чтобы купить билет, надо было предъявить справку о Однако до Алма-Аты он нас все-таки довез. На вокзале ожидало «такси» - ослики, запряженные в двухколесные тележки. Дождались, пока такси «заправилось», навалили на тележку свои рюкзаки, не веря, что она тронется. Тронулась, и довольно ходко. По городу шли с широко открытыми
глазами. Удивляло все: арыки с водой, обилие фруктовых деревьев, часть
из которых нависала над тротуаром, торговля прямо на улицах едой с громким
зазыванием покупателей, курлыкание горлиц и крик местных скворцов. Мы подробно остановились на дороге, на бытовой стороне жизни лагеря. Это история того времени, хотя, как мы уже знаем, не во всех лагерях было так благополучно с питанием. Наставником наших начинающих альпинистов был Ф. Лемстрем, которого Юрий Дмитриевич вспоминает с благодарностью. Пройдя традиционную практическую и теоретическую подготовку, отряд новичков отправился на зачетное восхождение. Юрий Дмитриевич не вспомнил названия вершины и только под большим нажимом приоткрыл часть тайны, которую обещал спецтоварищам хранить всю жизнь. Нам стало ясно, что вершина была «нетрадиционной» для завершения подготовки на значок «Альпинист СССР», очень далеко расположенная, добираясь до нее отряд преодолевал и подъемы по перилам, и спуски дюльфером. Группу сопровождали «двое в штатском». При выходе на вершину альпинисты увидели спешно покидающих ее людей (предположительно китайцев), а на предвершинном склоне – оборудованный под жилье барак и постройку со взрывчатым веществом. Разведя костер, новоиспеченные альпинисты издалека швыряли в него это самое вещество, наслаждаясь ночным фейерверком. Недалеко от барака была складирована какая-то руда. Знающие рассказали, что во время войны альпинисты в рюкзаках переносили ее к дороге, откуда отвозили автотранспортом. Больше в горы Юрию Дмитриевичу ездить не пришлось, но он до сих пор бережно хранит фотографии и лекции по альпинизму, которые записывал в лагере в красный блокнот отца, участника партийного съезда. Пожелаем ветерану Ю. Д. Силукову еще долгие годы «мучить» студентов - соискателей ученых степеней! Перед войной геолог Д.Саланов обнаружил на большой высоте выходы молибденита – стратегическое сырьё! Сейчас эта вершина носит имя Д. Саланова, погибшего в боях Великой Отечественной. Скорей всего, отряд, в котором был Ю.Д. Силуков, поднимался именно на эту вершину. Здесь
можно скачать всю книгу |
|