Автор - Томашпольский Альберт
Прекрасна жизнь и даже в горе
Ее винить навряд ли стоит
Все зачеркнуть, уехать б в горы
И захлебнуться б высотою!
Ну вот я и в самолете.
Позади волнения и суета последних дней, безуспешные попытки завершить
нескончаемые дела на работе, сборы и прочее. Я лечу… А начиналось все
намного раньше…
"Привет, Альберт!" - услышал я как то в трубке.
"Мы тут сидим в Таганае, день Советской Армии отмечаем, обсуждаем:
что дальше, куда? Я, Галя, Паша, Толя, Алла. Может с Юрой в Непал? О
тебе вспомнили, ты с нами?". Вот такой звонок, неожиданный, волнующий
по своему содержанию, но жутко заманчивый и приятный.
"Да, конечно, я в команде!" - вырвался, возможно,
не до конца обдуманный ответ. А что было думать! Это же про Непал, про
страну, которой я бредил не один год. Про ту, которой в силу географической
улыбки истории досталась ровно половина всех высочайших вершин нашей
планеты.
Потом потянулись дни, недели и месяцы раздумий, сомнений, планов и калькуляций.
Июль, как оказалось впоследствии - самый выгодный месяц для покупки
авиабилетов, пролетел мимо. Оказался не готов, что-то сдерживало сделать
шаг. Плата за нерешительность - стоимость билетов с конца сентября медленно
поползла вверх. Конец сентября, все - точка невозврата! Сажусь с утра
за компьютер и утюжу сайты авиакомпаний в поисках бюджетного перелета
до Катманду и обратно. Итог того дня - головная боль и совершенно нестандартный
маршрут с тремя пересадками. Зато итоговая цена не выше чем у моих друзей.
Итак, первый отрезок путешествия Москва - Киев - Дубай.
Гостеприимный VIP зал аэропорта Домодедово сделал свое дело: Киев, а
точнее аэропорт Борисполь, появился раньше, чем Арарат перестал нежно
курсировать по моим жилам. Транзитная зона и первый шок: оказывается
я не смогу получить свой рюкзак в Дубай, т.к. сам я останусь в транзитной
зоне, а его вынесут туда, откуда свободно путешествуют по всем ОАЭ.
Подумал: "буду решать проблемы по мере их появления". Зато
познакомился с парнем, который летел тем же маршрутом из Питера. Сергей
оказался гидом и собирался оставаться в Азии полгода водить группы.
С трудом сглотнув слюну от таких перспектив, обсудил с ним возможность
вызволения из арабского мира своего багажа - вроде бы варианты должны
быть, уф!
Шок № 2. На досмотре обнаружили купленные, но не запакованные
в сейф-пакет 2 бутылочки благородного эля. Украинский контролер - юное
длинноволосое создание - благосклонно отнеслась к такому нарушению,
но пришлось расстаться с плиткой бельгийского шоколада, заготовленного
"на потом". Не стал рисковать дальше и в ближайшем Duty Free
устранил замечание.
Дубай. Ночной город с высоты полета казался сказочным, сверкающим
бесконечным пространством. Прямо перед иллюминатором мерцала самая высокая
башня - Бурдж Халифа. Картинка завораживала. Сам аэропорт произвел грандиозное
впечатление. Просторный, красивейший, многоязычный, колоритный по смешению
стилей одежды, цвету кожи… но при всем при этом жутко холодный - от
его центрального кондиционирования некуда было укрыться! И совсем неудобный
с т.з. удобства вытянуться во весь рост и отдохнуть. Коврик, на который
я рассчитывал, остался вместе со спальником в багаже. Поэтому от 12-ти
часового ожидания остался только кашель и чуткая дремота в сидячем положении.
За ошибку с багажом пришлось расплачиваться. 85 $ и мне пообещали, что
теперь я свой рюкзак смогу увидеть непосредственно по прилету в Катманду.
Обидно за свой промах, а еще задачка: как на обратном пути не попасть
в те же сети?
Дубай - Дели - Катманду.
Этот участок пролетел в сладостной дремоте в удобных креслах самолетов
и быстрой пересадке. 26-ть часов движения и вот быстрая жесткая посадка
(по Непальски) и мы в конечном аэропорту. Нет, все же про Дели надо
сказать пару слов. Подлетели к городу уже в темноте. Сверху впечатление
было такое, будто огромный вулкан разлил свою лаву по поверхности. И
вот она местами уже начала покрываться черной корочкой, но при этом
в основной своей массе тлела несметным количеством угольков и местами
даже вспыхивала вновь небольшими огненными вулканчиками. И эта картина
сопровождала нас более 10-и минут полета над городом. Он огромен - более
80 км в диаметре!
Аэропорт Катманду приятно порадовал организацией работ. Все процедуры
по оформлению визы и получению багажа (да, да, он долетел!) заняли не
более 30-и минут. А площадь перед аэропортом напомнила мне наш родной
Московский вокзал: огромное количество галдящих маленьких человечков,
наперебой предлагающих за умеренную плату довезти вас до отеля. Кстати,
реальная цена, за которую можно получить подобный сервис - 500 рупий,
что на наши родные составляет 150 - 170 рублей. Действительно по-божески,
не всегда за эти деньги от Ленинградского до Казанского можно прокатиться.
После небольшой сумятицы находим встречающую сторону и к 23-м часам
местного времени я, наконец-то, увидел знакомое Юрино лицо.
Знакомство с Катманду.
Наутро, после встречи со всей командой и завтрака в небольшом ресторанчике
на крыше, пошли осматривать местный колорит туристических кварталов
города, магазинчики, докупать снаряжение. Не знаю, повезло нам или нет,
но попали мы в самый разгар некоего национального праздника с очень
странным названием, который мы перевели про себя, как "праздник
сбора нового урожая конопли". Город был весь украшен несметным
количеством разноцветных флажков и трав, везде курились благовония.
Дети и взрослые в национальных костюмах, толпами и поодиночке, пешком
и на различных видах транспорта перемещались по улицам и под громогласные
фанфары труб, тарелок, барабанов и клаксонов авто пели и плясали. Что-то
родственное с нашим празднованием Масленицы, но в сотни раз шумнее.
Можно отдельно подробно описывать, что собой представляет город, но
я попробую выразить свое первое ощущение через историю, как мы добирались
до Города обезьян - небольшой район города на возвышении вокруг Ступы.
Вначале у меня было ощущение, что очень зря мы поехали на такси - это
про качество дорог и самих машин. Но очень скоро я убедился в правильности
нашего решения - это про грязь, пыль и местами жуткую вонь. Про один
обычай нужно упомянуть отдельно. Непальцы жгут мусор и своих усопших
соплеменников. Причем, если для людей - это специальные крематории открытого
типа, перекинутые через реки, то бытовой мусор жгут во многих местах,
чтобы не сказать "где придется", особенно в пойме рек. Туда
же сбрасываются остатки горения и то, что не успели сжечь и прах усопших.
День закончился приятным ужином в ресторане с бокальчиком Кукрирома
в целях акклиматизации.
Вылет в Луклу был запланирован на раннее утро, но в аэропорту
пришлось поволноваться, т.к. весь предыдущий день полеты были закрыты
из-за непогоды и за 2 дня скопилось очень много желающих. Тем не менее,
нас погрузили в 20-и местный самолет и через 40 минут мы приземлились
в небольшом горном селении, расположенном на высоте 2840 м, откуда берут
начало многие маршруты в мир гор. Кто не летал на маленьких судах в
горах, тот не знает реальных ощущений полета, а в особенности посадки
на невообразимо короткую полосу, устроенную на склоне горы. Остаток
дня ушел на отдых и акклиматизацию, как-никак уже высота. За ужином
Юра достал гитару и вечер украсился ее проникновенными аккордами и нашими
еще не тренированными голосами. Даже сорвали аплодисменты от соседних
групп, ужинавших с нами в ресторане.
День первый восхождения.
Выход из Луклы был назначен на 11.00. Буквально перед самым выходом
столкнулись с ребятами, которые только спустились с Мера пик. Получили
"горячую" информацию о состоянии маршрута. Все выглядело как
то невесело: из 50-и собравшихся под горой восходителей не взошел никто!
Жуткий ветер и мороз. Четверо вернулись с обморожениями. Разочаровало
также состояние высокогорных ботинок и кошек, которые некоторые из нас
планировали взять напрокат перед восхождением. В довершение ко всему
оказалось, что даже состояние склона на перевале требовало хорошей обуви.
Для меня хуже новости быть не могло, т.к. кроме кроссовок Adidas у меня
ничего не было. Несмотря на спокойствие Юры я решил сделать минимальное
- сбегал и купил себе "котят": некоторая пародия на "кошки",
которые можно натянуть на любую пижонскую обувь. Ну почему я не взял
с собой свои Граниты и Saleva! Будущее враз покрылось патиной неопределенности…
Без особых приключений за 3.5 часа мы поднялись до высоты
3200 м к лоджии Чутанг. Очень шустрый молодой шерпа Дава, весьма сносно
изъяснявшийся на нескольких языках, быстро разместил нас по домикам
и принял у нас заказ на обед. Обед, как и ужин, прошли весело и дружно,
как бы так сказать - активный процесс знакомства и сращивания команды.
На завтра предстоял для многих из нас момент истины: 10-и часовой переход
с набором высоты до 4600 м (почти высота Монблана).
День третий восхождения.
Нет, приятель, я не ошибся, третий. Только сегодня представился случай
пообщаться с тобой. Есть одна приятная сторона в этом: раз я пишу про
день третий, то значит второй успешно прожит! Подъем, завтрак, сборы
рюкзаков - все прошло в штатном режиме, и уже в 8.00 мы вышли на тропу.
Первый отрезок пути ушел на синхронизацию темпа и дыхания и далее плавно,
без рывков и ускорений шаг за шагом - вперед и вверх. Через 2 часа подошли
к отметке 4000 м, где нас и встретило солнышко. Сразу стало теплее,
но горное солнце очень коварно, поэтому все тут же надели очки, панамы
и банданы и нанесли защитный крем на выступающие части лица и при этом
сняли лишние теплые вещи. Двинулись дальше. Навстречу стали попадаться
группы уже взошедшие на Меру. Разговорились с ребятами из США и опять
услышали неутешительную информацию про жесткие климатические условия.
Первые два языка снежника перед перевалом преодолели крадучись, после
них все же решили для большей безопасности надеть кошки (у кого они
были). Как же мне помогли мои "котята"! Было очень комфортно
идти в них по скально-снежному склону. Через 4 часа подъема мы достигли
первого перевала на отметке 4300м*.
Прекрасная погода и 100%-я видимость позволили вдоволь насладиться
видами, однако надо было двигаться дальше, да и погода стала портиться
прямо на глазах: задул сильный ветер и облачность полезла вверх из долины.
Несколько часов непростого траверса гребня, в процессе которого прошли
еще два перевала с набором высоты до 4600м, после чего наконец-то начался
спуск. Сразу стоит пояснить, что "спуск" в горах означает,
что конечная точка маршрута будет находиться ниже стартовой точки. Никто
не гарантирует, что какие-то промежуточные участки не будут идти в гору.
Вот такая шутка с нами и происходила несколько раз. В рододендроновом
лесу к нам незаметно подкрались сумерки. Шикарные пейзажи высокогорного
заката и павлины в зарослях отмечались мной боковым зрением, уж очень
большая усталость наваливалась с каждым шагом, уж очень пристально приходилось
следить за тропой. Уже в кромешной темноте все собрались в лоджии Тули
Кхарку на высоте 4300м. Казалось, от усталости и горняшки** ужин придется
впихивать в себя. К приятному удивлению все поужинали с аппетитом, что
было признаком правильно протекавшей акклиматизации. Лишь до гитары
сил ни у кого не хватило и в 21.00 все легли отдыхать. Следующий день
считался у нас разгрузочным. Мы не торопясь собрались, сделали 2-х часовой
спуск (определение см. выше) и расположились в комфортном местечке Коте
на высоте 3550м в лоджии Lama, где нам предложили даже горячий душ.
Как же было приятно познать эту маленькую прелесть цивилизации - струйку
горячей воды, стекающей на тебя сверху из ведра! Вечер прошел под звуки
гитары и наши нестройные голоса. Расходиться не хотелось, но гостевая
комната была открыта (точнее отапливалась) до 21.00. За колыбельную
Юра исполнил мелодию "Помоги мне" из к\ф "Брильянтовая
рука", которую мы дружно спели. А Марина даже сымпровизировала
соответствующий танец под овации и квадратные глаза присутствующих иностранцев.
Пожалуй, пора поближе познакомиться с нашей командой.
Юра - наш лидер,
организатор и душа компании.
Уже хорошо мне знакомая команда из Златоуста, благодаря которой я и
оказался тут: Саша, Галя, Толя, Паша и Алла.
Паша - наш доктор и мой давний знакомый по тропам Дугобы 2007.
Марина и Олег - интернациональная часть команды из Харькова. Я правда
не понял когда они успевают там побывать при такой их активной туристической
жизни? На чем только они ни перемещаются и в каких краях только ни побывали!
Наталья и Денис - ребята из Москвы, путешественники со стажем, но самое
характерное про них я бы выразил так: если бы в горах существовала бы
очередь за пивом, мы бы никогда не оставались без него! Наташа - это
просто энерджайзер, проходила дневную дистанцию на час быстрее остальных,
как минимум!
Сергей - тоже москвич, благодаря которому мы отслеживали маршрут по
карте, высоты по приборам, время по звездам.
Петрович, точнее Леонид
Петрович Лапшин - легенда советского и российского альпинизма
и скалолазания. В горах с 1963 г., мастер спорта СССР, чемпион СССР
и ВЦСПС. Но важно другое - в свои 70-т лет не каждый угонится за ним
на тропе. Кладезь знаний в области выживания в горах, и при этом лирик
и поэт.
Руслан и Елена - ребята с Урала мне мало знаковые, но однозначно не
новички в горах. Надеюсь, что у нас представится случай поближе узнать
друг друга.
И я - Альберт, ваш покорный слуга, сочиняющий эти строки, точнее излагающий
хронологию своих личных впечатлений на бумаге.
Продолжение следует...
________________________________________________________________________________
*тут и далее по тексту высоты приведены с "непальской погрешностью"
в +\- 200м, т.к. разные источники и одни и те же приборы не смогли дать
астрономической точности в данном вопросе (извинения автора)
** Горняшка - сленговое название реакции живого организма на резкий
набор высоты, выражающееся в головной боли, апатии, отсутствии аппетита,
высоком пульсе и давлении и прочих неприятностях, о чем более детально
можно познакомиться в соответствующей литературе или в самих горах (ненаучное
определение автора).