|
|
Истории альпиниста |
|||||||||||||||||
Евгений
Затирка, К "Трудовским" сборам 1985 года в Ала-Тоо. "Врачующий и врачуемый" На нормальных альпмероприятиях, каковыми были и наши сборы в Ала-Тоо, всегда планировались скальные и ледовые занятия. Вот и мы вышли в верховья ущелья Аютер, где решили "вспомнить" лед, походить в кошках, подогнать то, что не подогнано, подтянуть то, что ослабло, и ослабить то, что слишком затянуто. Кроме того, для кандидатов в "перворазрядники", были запланированы восхождения на сам пик Аютер (4382 м). Занятия с разрядниками должен проводить инструктор, и у нас в составе сборов таковой был - Сергей Победаш. В конце занятий, когда мы уже возвращались к нашим палаткам, шедший без кошек (он же инструктор!) Сергей, поскользнулся и просквозил по льду, усыпанному острой каменной крошкой, метров пятнадцать, двадцать. В результате этого "жопслея" он сильно распорол локоть. Так сильно, что края раны разошлись, и их нужно было как-то скрепить, чтобы зажило все нормально. Медики накладывают в таких случаях швы. В нашей аптечке среди всевозможных лекарств и настоек, даже были заменители морфия, но вот шовного материала мы как-то не догадались взять. Врач лагеря Ала-Тоо далеко, в базовом лагере, туда нужно долго идти, а как идти с такой рукой? Обязанности медика наших сборов, исполнял я, значит, мне и нужно принимать решение. Я вспомнил, что когда спускались к нашим палаткам, прошли мимо стоянки каких-то туристов, и один из них, в этот момент зашивал свой ботинок. Вот у кого есть "шовный" материал! Прошу Серегу Победаша немного подождать и бегу к туристам. Спрашиваю: "Зашил ботинок? Можешь дать иглу? А нитки, у тебя какие, капроновые?" Получаю иглу, нитки, и возвращаюсь к пострадавшему. Объясняю ему, что собираюсь его зашить, как турист зашил свой ботинок. На удивление Серега не ропщет. Доверяет! А доверие - самое главное в отношениях между врачующим и врачуемым! Нитку с иглой я, конечно же, продезинфицировал спиртом, антисептика - первым делом, и наложил несколько швов на израненного Победаша. Пациент терпел, молчал и даже про анестезию не вспомнил! И что вы думаете, выжил, выздоровел, и рука стала как новенькая, даже, на мой взгляд, лучше, чем была! По крайней мере, вниз к врачу он уже не пошел, и все сборы проходил вот таким заштопанным. Баня на сборах - это целый процесс, вернее культурное мероприятие, включающее в себя несколько процессов, главный из которых - заготовка дров. В Ала-Тоо баня была, можно сказать, стационарная - большая "каменка", а над ней на деревянном каркасе брезентовый полог. Баней могли пользоваться любые сборы, кто первый начал топить - того и баня! Главная задача - найти дрова. Альплагерь на этом месте базируется уже не один год, и по этой причине с дровами наблюдается некоторая "напруга". Все, что рядом и может гореть - уже сгорело. Приходится подниматься высоко по склону и выискивать хоть какой-нибудь сухостой. Тянь-шаньские ели такие огромные, что никакой пилой не возьмешь, да такую красоту рука не поднимется губить. На свою первую баню мы, намучавшись и израсходовав весь словарный запас, кое-как насобирали дров. А на последующие банные дни избрали хитрую тактику. Мы использовали натопленную другими сборами баню, после того как те закончат свою "помойку". Положил начало этой практике Витя Суворов, и вот каким образом. Мы с Саней Макаровым уже улеглись в спальники и почти засыпали, когда в палатку уперся луч от фонаря, и раздался голос Суворова: "Мужики, пошли в баню!" "Какую баню, откуда баня", - заворчали мы и включили свой фонарик, расстегнув снизу молнию-застежку на палатке. Прямо перед нами, в свете нашего фонаря, как веский аргумент, висели голые "суворовские знаки отличия", Витя-то сидел перед палаткой на корточках. "Аргументы генералиссимуса Суворова" убедили нас, что это не шутка, и баня на самом деле есть! Соседний сбор напарился, и ушел, а каменка остывает долго, и нам досталось вволю попариться! Практика - критерий истины
Осталось три дня до окончания нашего сбора. Вернее, через три дня мы должны свалить с этой поляны со всем своим скарбом вниз на базу "Ала-Тоо" в Пржевальске. Тимофеев сказал мне, "Давай, Жека, двигай вниз раньше нас, и организуй контейнеры для нашего барахла. Заодно прикупи спиртного для банкета. Мы тут забьем барашка и внизу сварим плов. Так, что сообрази чего и сколько нужно". Контейнеры я заказал, это дело оказалось не таким трудным, как представлялось поначалу. Теперь нужно заняться подготовкой к банкету. И вот тут-то я попал! На дворе1985 год - год борьбы с пьянством! Пока мы трезвые и спортивно настроенные вели в горах примерный (примерно!) образ жизни, здесь внизу началась война с алкоголем! В Пржевальске закрылись все винные магазины и отделы гастрономов. Остался один единственный. Когда я наконец-то разыскал этот магазин, перед ним стояла длиннющая очередь. Вход в магазин оперативно оборудовали "обезьянником", решетчатой клеткой с дверью, и выставили постового. Информация была такая: дают одну бутылку в руки, и магазин закрывается в 17-00. Времени 15-30, у меня на руке записан номер 283, должен успеть. Успел, двери "обезьянника" закрыли прямо за моей спиной. Из магазина вышел с бутылкой водки и вопросом - что делать? Послезавтра с гор спустятся крепкие мужики, которые "на ура" отходили сезон и теперь жаждут расслабиться под плов из парной баранины с дружескими разговорами, а разговоры вести не подо что! Назревает большая человеческая трагедия! У меня в запасе один день, но если я его потрачу на "великое стояние" в очереди, то в лучшем случае появится еще одна, всего-то, бутылка водки. И это на десять мужиков! А ещё что-то нужно и для дамы - Эллы Бессоновой! Практика - критерий истины, вспоминаю, как начинался сбор на этой же поляне месяц назад. Серега Тимофеев предложил в качестве профилактики вечером прополоскать горло настойкой календулы. Ну, чисто в профилактических целях, ну для здоровья. Сидим, разговариваем, периодически полощем горло. Настойка спиртовая, после полоскания грех выплевывать, поэтому продукт глотаем. Никто, ни разу, в течение сборов на горло не жаловался. Решаю, что приобретенный опыт не должен пропасть, календула - это единственный выход. Утром иду в аптеку. Прошу коробку календулы. А вот фиг вам! Я не один такой умный - календулу вычистили из аптек еще, когда мы были наверху, и ничего не ведали. Ладно, нет календулы, попросим элеутерококк. Дают, но только один пузырек, то есть сорок граммов! Катастрофа становится реальной. Вспоминаю, что на базаре был аптечный киоск, может там повезет. Подхожу к киоску и вижу, что есть настойка "Аралии маньчжурской". Теперь нужно сделать так, что б мне её продали. Сценарий поведения рождается сходу. - Скажите, а элеутерококк у вас есть, - спрашиваю продавца. - Аралия? А что это такое? Покажите, пожалуйста, - и я получаю
в руки пузырек. Разглядываю, как будто впервые вижу, а сам ищу процентное
содержание спирта. Ага, 70% и это уже лучше, поскольку элеутерококк
40% настойка. Ухожу, гуляю минут двадцать, и возвращаюсь в надежде, что никто другой не перехватил аралию. Пока гулял, успел посчитать, что нам всяко нужно не менее тридцати пузырьков. С учетом повышенной крепости - будет в самый раз. - Доктор сказал, можно, - радостно сообщаю я, - Спасибо Вам, что подсказали! Сколько в коробке флакончиков? Пятнадцать? Дайте, пожалуйста, две коробки. Почему так много? Так у нас же большие сборы, и мы целый месяц будем в горах, - ура, убедил! На поляне накрыт достархан. По середине стоит тазик с пловом, нарезанные овощи, стоят маленькие металлические стаканчики. Стол украшает единственная бутылка водки, а рядом стоят две банки литровая и пол-литровая, в которые перелиты пузырьки аралии. Единогласно принимается решение, что водка - это для дамы! Приглашенный к нашему столу, врач сборов осторожно интересуется, что это мы наливаем. - Док, - объясняем мы, - это аралия маньчжурская, родная
сестра женьшеня и двоюродная сестра элеутерококка! От второй рюмки доктор уже не отказывался - полная рюмка лучше, чем 30 капель. Напиток был одобрен и признан весьма подходящим к замечательному плову! |
|